Байдарка

Отдых и развлечение
на байдарках

Выбери активный отдых на Подолье                                          Обери активний відпочинок на Поділлі                             Choose an active rest on Podillya                             
логотип байдарки
 
О нас
Наши маршруты
О байдарках
Фотоальбом
https://prostory.k-p.net.uaБайдарка Таймень
https://prostory.k-p.net.ua
 
  Байдарка «Таймень»
  Что взять в поход?
  Реклама для туриста
  Соглашение
  Наши маршруты

  Книга отзывов




  Каменецкие фестивали
  Каменец-Подольский
  Хотин



  МИНИ ОТЕЛЬ



8-050-508-61-94
8-096-530-86-56
 

Торти на заказ
Сонник
Анекдоти












 
 

Байдарка «Таймень»

Туристская байдарка «Таймень» (как и её предшественница - байдарка «Салют») - это идеальное судно для активных длительных водных туристских путешествий. Конструкция «таймешки» очень хорошо продумана (разработчик - Валентин Строгонов (Москва) и не перестаёт восхищать своей простотой, надёжностью, комфортностью и совершенством.

      байдарка-Таймень Байдарка "Таймень-2"
       Московский завод "Салют"


       Длина, м - 5,00
       Ширина, м - 0,852
       Грузоподъемность, кг - 250
       Число мест - 2 (3)
       Высота на миделе до края деки, м - 0,270
       Осадка при полной грузоподъемности, м - 0,16
       Вес байдарки, кг - 36

       Комплектация
       оболочка производства завода "Салют" (резина, без протекторов)
       заводской каркас
       два весла

Улучшать её - нецелесообразно, создана она для водного туризма, а не для гребного спорта (преодоления препятствий), хотя легко преодолевает пороги 1-3 к. с. Если на туристском байдарочном маршруте встречаются сложные пороги (4-6 к. с.), их желательно обойти по берегу (обнести). Если целью туристского маршрута наряду с путешествием как таковым является и преодоление сложных водных препятствий (порогов), то лучше поход осуществлять на более спортивных туристских гребных судах - катамаранах, плотах и др.

Но при протяженных путешествиях байдарка «Таймень» имеет значительное преимущество перед спортивными судами потому, что на плёсах, озёрах и морях при любых направлениях ветра и волны лучше держит курс (не рыскает), является одним из самых скоростных туристских гребных судов, имеет малый вес, большое водоизмещение (вместимость), удобна при транспортировке и комфортна на воде, легко ремонтируется даже на маршруте, быстро собирается и разбирается (30 мин) и всегда продавалась по самой сравнительно низкой цене (особенно б/у). Ко всему прочему, если эту байдарку правильно эксплуатировать и хранить, то её хватит на три и более поколения водников. Благодаря этим достоинствам тысячи «Тайменей» и «Салютов» ещё долго будут бороздить необъятные водные акватории Евразии, а на балконах, в гаражах и кладовках ожидает своего часа, ещё более впечатляющее их количество. Как известно, наш народ очень любит улучшать хорошие вещи. Не обошло это явление и разборные байдарки.

Появились фирмы, которые шьют более лёгкие полихлорвиниловые (ПВХ) оболочки для «Тайменей» и «Салютов» и фирмы, выпускающие более совершенные туристские байдарки, например КНБ (каркасно-надувная байдарка). Всё это очень хорошо потому, что увеличивается выбор при покупке туристского судна, но стоимость такой полихлорвиниловой оболочки и такой КНБ значительно больше, а преимущества (при комплексном сравнении) иногда спорны. Так, например, при ударах днища байдарки о камни в пороге штатная (заводского изготовления), проклеенная по кильсону (днищу) оболочка (шкура) байдарки «Таймень» пробивается насквозь значительно реже и труднее, чем проклеенная по кильсону, оболочка из полихлорвинила. Если увеличивать толщину ПВХ (на что пошли некоторые фирмы), то увеличивается вес судна, уменьшая при этом основное преимущество. При сравнении «Тайменя» с КНБ можно сказать, что последняя дольше собирается, хуже держит курс при встречном ветре, менее скоростная и менее вместительна (комфортная), хотя имеет меньшую осадку и большую манёвренность (что в пороге и на мелях очень важно).

 Обсуждая тему ЧТО ЛУЧШЕ?, можно долго спорить, но если говорить коротко и в качестве критерия взять соотношение «цена-качество», то для активного водного туризма оптимальным плавсредством продолжает оставаться байдарка «Таймень».

Из каких алюминиевых деталей состоит каркас туристской разборной байдарки «Таймень»?

Штевень (блок штевня) - нос и корма каркаса. Носовой и кормовой штевни с наглухо прикреплёнными трубками стрингеров - абсолютно одинаковы и, поэтому, взаимозаменяемы.

Кильсон - дно каркаса байдарки. Состоит из двух частей - носового кильсона (с отверстием для основания мачты) и кормового кильсона с «рогами» для соединения частей кильсона между собой (в Т-3 кормовой кильсон с «рогами» состоит, в свою очередь, из двух частей). Кильсон имеет вид лестницы; носовой и кормовой кильсоны соединяются шплинтами между собой и со штевнями.

Шпангоуты - поперечные детали каркаса в количестве четырёх (в Т-3 - пяти) шт.; имеют вид трубчатых колец овальной и ромбовидной формы, к которым приклёпаны кницы (для соединения со стрингерами) и другие детали для соединения с фальшбортом, кильсоном, и штевнями. Кормовой (со спинкой) и носовой (с «рожками») ромбовидные шпангоуты, которые крепятся к штевням, меньше по размеру чем два средних, что крепятся к кильсону. Два средних шпангоута по размерам одинаковы, но к тому, что за спиной матроса - приделана спинка.

Фальшборт - плоская, обрамляющая проём (трюм) байдарки, труба, к которой крепится оболочка и которая, в свою очередь, крепится к шпангоутам. Состоит из трёх правых и трёх левых продольных частей - носовой (дугообразной), средней (в Т-3 эта часть, в свою очередь, состоит из двух частей) и кормовой (со скошенным торцом) и седьмой плоской поперечной кормовой части, соединяющей правую и левую ормовые продольные части.

Стрингеры - продольные трубки, расположенные между кильсоном и фальшбортом вдоль всего судн и крепящиеся к шпангоутам и штевням. Состоят из соединяющихся друг с другом трубок круглого сечения. Верхние стрингеры (правый и левый) называются привальными брусьями и изготовлены из более толстых трубок, т. е. трубок большего диаметра. Каждый стрингер и каждый привальный брус состоит из шести (в Т-3 из семи) частей, две из которых наглухо прикреплены к обоим штевням, а две (короткие) представляют собой затвор с пружинным шпингалетом для соединения (разъединения) собранных кормовой и носовой частей каркаса.

Шплинты (в заводском руководстве по эксплуатации - шарниры ) - детали соединения двух частей кильсона, кильсона и штевней, кормового и носового шпангоутов к штевням, которые можно заменить болтами диаметром 5-6 мм и длиной 30-40 мм (с гайкой). Руль (румпель) в сборе и два (в Т-3 - три) весла в сборе. В штатный (заводской) комплект входят также неметаллические: оболочка (шкура), две брезентовые упаковки (рюкзак и «карандаш»), две гермоупаковки из серебрянки и рулон резины для проклейки днища по кильсону и нижним стрингерам.

Как двухместную байдарку «Таймень» (Т-2) переделать в трёхместную (Т-3) и наоборот?

заменить: оболочку Т-2 на оболочку Т-3, половинку кильсона Т-2 (с "рогами") на кильсон Т-3 (с "рогами" из двух частей) и добавить: весло, сидение матроса, самый большой шпангоут Т-3 (со спинкой), фальшборт Т-3 (малый) - 2 шт., стрингер Т-3 (средний) - 6 шт.

 Некоторые советы и правила по сборке, эксплуатации и ремонту байдарки «Таймень»

Новую штатную (заводскую) оболочку необходимо проклеить - приклеить к ней с внешеей стороны по кильсону и ближайшим стрингерам резиновые полосы (леи) по всей длине. Леи шириной 7 см необходимо нарезать из куска ткани, который входит в комплект байдарки при продаже.

Для прохождения порожистых рек леи лучше нарезать из более толстой резины, например из камазовской камеры. Клеить необходимо резиновым или другим клеем, который после высыхания не ломается (например клеем МОМЕНТ). Для уменьшения веса байдарки при пеше-водных походах дома можно оставить фанерные сидушки и руль, а штатную оболочку (шкуру) заменить на более лёгкую из ПВХ. Следует также знать, что трёхместная байдарка в весовом отношении выгоднее двухместной, поскольку на каждого гребца приходится меньшая часть веса байдарки. В штатные байдарочные упаковки можно при желании запихнуть и многие другие очень нужные вещи (втрое больше чем байдарочный комплект). Если при сборке или разборке байдарки требуется значительная физическая сила (применение молотка, зубила, топора), то это значит, что сборка (разборка) осуществляется неправильно или каркас (деталь) деформирован(а).

Все соединяемые детали (стрингеры, кильсон, фальшборт) в точке и во время соединения (разъединения) не должны иметь изгиба. Если Вам досталась байдарка б/у и соединяемые детали в месте (точке) соединения погнуты, то это место надо выпрямить ПЕРЕД СБОРКОЙ не топором или молотком, а об колено (очень нежно!), предварительно соединив обе детали. Исключение составляет разъединение при разборке байдарки пружинных шпингалетов стрингеров, которые могут после длительного путешествия засориться. В таких случаях невозможно, взявшись двумя пальцами за штифт шпингалета сдвинуть его. Зато это легко можно сделать воспользовавшись коромыслом от байдарочного руля, в котором имеются два отверстия (для верёвок к педалям) с диаметром равным толщине штифта (ручки) шпингалета.

Если сборка байдарки происходит после холодной ночи, то оболочка (шкура) из полихлорвинила (ПВХ) перед сборкой должна нагреться на солнце, иначе она может порваться или поломать каркас при «надевании». Все намокаемые вещи и продукты должны быть упакованы в гермоупаковки и уложены в грузовое отделение байдарки таким образом, чтобы при аверкиле (перевороте) они не выпали - и вещи будут целы и, что самое главное, не утонет байдарка. Для этой цели рекомендуется использовать только цилиндрические гермоупаковки, которые хорошо вписываются в грузовое отделение - например две по 80 литров для одежды, палатка, завёрнутая в спальный коврик, другие коврики.

Сначала необходимо продольно уложить в грузовое отделение два самых больших цилиндра, а затем, уплотняя палаткой, раздвинуть (распереть) их таким образом, чтобы гермоупаковки зашли под деку за фальшборт. Очень удобны сверху две страховочные с металлическими крючками на концах круглые китайские резинки, под которые (не снимая их) во время путешествия можно засунуть сапоги, гитару, штормовку, фотоаппарат и др.

При прохождении маршрутов 1-3 категории сложности продукты в бутылках, банках и др. гермоупаковках рекомендуется упаковывать во всевозможные ящики (или картонные коробки в п/э мешках), что очень удобно при погрузке-выгрузке на воде и использовании ящиков в качестве стола на стоянке. Гермоупаковкой для продуктов могут служить пет-бутылки и бумажные ёмкости от молочных продуктов, которые вместе с деревянными ящиками можно сжечь после похода. Заклеивать дырки в днище во время похода надо только тогда, когда надоест вычерпывать воду, иначе можно ненароком загубить отдых. Средняя корость движения байдарки зависит не от силы и частоты гребка, а от непрерывности гребли.

Необходимо также правильно использовать силу течения (умение идти в струе). Абсолютная скорость трёхместной штатной с проклеенным днищем байдарки «Таймень» вниз по реке со слабым течением может достигать (если грести с максимальной нагрузкой) 13 км/час, а в обычном ритме - 6-8 км/час. Абсолютная скорость двухместной байдарки ниже чем трёхместной, а с оболочкой (шкурой) из ПВХ - выше чем со штатной. Груженую байдарку на воде труднее перевернуть, поскольку центр тяжести при этом находится ниже физического центра судна. По этой же причине экипажу рекомендуется устраивать посадочное место как можно ниже (не сидеть на рюкзаке). Загрузить на берегу и спустить на воду груженую байдарку легче, чем загружать её на воде. Это касается и разгрузки. Иногда обнести препятствие легче не разгружая байдарку.

Шесть человек легко несут груженую байдарку, держа её за фальшборт, нос и корму. Чем больше скорость судна в пороге, тем сильнее удар при посадке на камень, тем больше дыра в днище. Поэтому при прохождении мелкого порога рекомендуется грести назад (табанить), уменьшая этим скорость судна относительно берега. Такое прохождение препятствий назыавется прохождением на отрицательной (по отношению к воде) скорости и требует особого умения и тренировок. Например, если при таком движении корма притоплена больше чем нос (капитан байдарки высадил матроса и самостоятельно проходит порог), то течение будет всё время разворачивать судно кормой вперёд. В таком случае необходимо или идти на положительной скорости или загрузить нос судна (пересесть капитану в центр байдарки).

Штатные шплинты (с отверстиями), соединяющие части кильсона собранной байдарки, необходимо привязать к кильсону, иначе они потеряются в траве на стоянке, когда байдарку переворачивают вверх дном. Когда байдарка разобрана и упакована шплинты (или заменяющие их болты с гайками) удобнее хранить в штатных отверстиях, хорошо при этом их закрепив. При ремонте в походных условиях один топор используется как наковальня, а другой - как молоток. Это необходимо для работы с металлическими деталями, например для удлинения старых деформированных алюминиевых заклёпок и для самой клёпки. Заклёпки для замены в походных условиях также можно извлекать из второстепенных деталей (например, сидений) или заменять их болтами с гайками и (что хуже) даже гвоздями, острый конец которых загибается.

 При комплектации ремнабора следует знать, что все пришедшие в негодность заклёпки можно заменить болтами диаметром 4 мм и длиной 25-45 мм (с гайкой). Стальные заклёпки с алюминиевыми кнопками на конце штевней можно также заменить аналогичными заклёпками (4х45 мм) с кнопками, снятыми с кормового кильсона (выбить их гвоздём), которые предназначены для педальной площадки руля или шурупами со шляпкой соответствующего диаметра. Все болты после замены ими заклёпок можно расклепать на гайке, чтобы гайка в дальнейшем не открутилась. Утерянные шплинты (шарниры) можно заменить болтами диаметром 5-6 мм и длиной 30-40 мм (с гайкой).

Заклёпки для крепления шпангоутов к кильсону при ремонте в домашних условиях можно снять со старых шпангоутов байдарки «Салют», а в походных условиях - временно заменить, как уже говорилось, шурупами соответствующего диаметра. После похода (желательно этот процесс не затягивать во времени) оболочку необходимо хорошо просушить в течении 3-4 дней (например, на балконе), особенно если дека (верх оболочки) из брезента. В противном случае к следующей весне она сгниёт. После морского путешествия каркас необходимо промыть в пресной воде, иначе соль за год его изрядно "поест".

 
 
 
О нас l Написать письмо l Карта сайта l Наши маршруты l
         

"Простори Поділля"
г. Каменец-Подольский
8(050)508 61 94

prostoru-canoe@mail.ru